Брэд Питт



Неоднократно признанный журналом People “самым сексуальным мужчиной планеты”, Уильям Брэдли Питт любит своих детей, обожает жену, полагает, что “успех — это чудовище”, однако же является одним из самых успешных голливудских актеров и авторитетных продюсеров.
 
Успех — зверь… На самом деле, он делает акцент на неверных вещах. Вы видите внешнюю сторону, вместо того, чтобы чувствовать суть
 
Дуэт с Финчером
 
В сущности, карьера Питта началась задолго до того, как он сыграл в одном из самых страшных фильмов конца 20 века: молодой актёр успел появиться на телевидении и в рекламных роликах, сняться в нескольких кинолентах, прежде чем его привела на кастинг к Дэвиду Финчеру его девушка, Гвинет Пэлтроу.
 
Брэд Питт попал на съемочную площадку к Финчеру, когда режиссёр был в отчаянии — актеры один за другим отказывались играть в его слишком мрачном проекте, как только дочитывали сценарий. Из звёзд в будущем фильме подтвердил своё участие только Кевин Спейси. Студия уже начала настаивать на переделке концовки из абсолютного беспросветного ада в хэппи-энд, как Морган Фриман дал своё согласие на участие. Питт также ответил положительно, а за ним решился вопрос и с Пэлтроу, размышлявшей над своим местом в проекте.
 
Так сложился актерский ансамбль фильма “Семь” (1995), классики современного нео-нуара. История расследования преступления двумя полицейскими Сомерсетом (Фриман) и Майлзом (Питт) приводит к неожиданному обнаружению серийного убийцы (Спейси), который использует метафору семи смертных грехов для совершения своей “очистительной кары”. Питт играет молодого, неопытного, наивного, взрывного, несдержанного и крайне самоуверенного служителя закона, для которого работа над делом в маленьком городке становится способом укрепиться на службе. Его напарник-негр, собирающийся на пенсию, пытается все время чему-то научить нетерпеливого и несдержанного парня. В итоге Майлз станет одним из тех, к кому придёт серийный убийца.


 
“Семь”, по заверению критиков, стал едва ли не самым страшным триллером десятилетия. Спейси и Фримана осыпали комплиментами и наградами, Финчер получил имя, студия — деньги, так как кассовые сборы отбили бюджет. Единственный, кому не очень удалось засветиться в лучах славы, был Брэд Питт. Его Майлза называли плоским и однобоким, актера упрекали в отсутствии глубины — на фоне таких звезд это было неизбежно.
 
Зато следующий совместный фильм Финчера и Питта превратил Брэда в звезду мирового масштаба. В 1998 году после провала в национальном прокате фильма “Знакомьтесь, Джо Блэк” (где Питт сыграл Смерть)  Брэд Питт искал новый проект, который смог бы позволить ему раскрыть свой актерский потенциал лучше, чем это было в мелодраме с Энтони Хопксинсом. Со своей стороны Финчер и студия “20 век Фокс” полагали, что участие красавчика Питта в проекте типа “Бойцовский клуб” сможет сделать фильм более успешным и коммерчески привлекательным.
 
Однако если в “Знакомьтесь, Джо Блэк” Питт — воплощение печального ангела, его бесхитростная физиономия и лукаво-наивный взгляд лучистых синих глаз должны были свидетельствовать о “неземном” происхождении Джо Блэка, в финчеровской экранизации романа Паланика “Бойцовский клуб” его герой — жестокий, агрессивный, безжалостный, властный, свободный от правил и оков современных предрассудков, анархист и конченный псих.


 
Здесь Питт — альтер-эго Рассказчика (Эдвард Нортон), полная противоположность миру яппи, успеха, каталогов модной мебели и престижной жизни среднего класса. Он — дикарь, который придумывает восстановить “природу” мужественности, предлагающий измученным бессонницей и офисным пространством клеркам настоящий тестостероновый бунт и бой без правил.
 
Мы созданы быть охотниками, а живём в мире шоппинга. Некого убивать, не с чем бороться, нечего преодолевать и исследовать. И в таком выхолощенном обществе рождается этот всечеловек… Он пытался делать всё, чему его учили, пытался приспособиться к этому миру, став тем, кем он не является (Дэвид Финчер)
 
Брэд Питт наряду со сценаристами и режиссером принимал участие в разработке сценария (фильм заканчивается не так, как роман Паланика). По мере развития сюжета он становился все красивее и сильнее: его натренированное тело буквально источает сексуальную энергию и агрессию, он расцветает от крови и хаоса, которые творит вокруг себя. Питт даже отказался носить коронку на передних зубах, чтобы сколотый зуб демонстрировал полную аутентичность его персонажа: вряд ли бы его псих был озабочен такой мелочью, как белоснежная улыбка и ровный прикус...
 
Несмотря на старания студии, в 1998 году фильм не был оценен по достоинству, но моментально стал классикой кинематографа — толпы поклонников стремились походить на его главных героев, Брэда Питта и Эдварда Нортона, воплотивших на экране необузданную фантазию на тему мира без политкорректности, условностей и правил. Картина получила рейтинг “R” и вышла в крайне ограниченный кинопрокат, основные средства добрав после продаж на DVD. Тем не менее, десять лет спустя именно “Бойцовский клуб” возглавил топ-10 культовых фильмов по версии журнала Empire. А Питт получил свои 17.5 млн долларов — гонорар, вполне себе превосходный по тем временам.
 
Затягивает вас, бросает вызов вашим предрассудкам, потрясает ваш мир и оставляет вас смеяться в лицо бездны. Это бескомпромиссная американская классика (Rolling Stone)
 
Третьей и на сегодня последней совместной работой Питта и Финчера стала “Загадочная история Бенджамина Баттона” — снова экранизация, но не современного автора, а классика Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда.


 
Брэд Питт играл в фильме уже будучи очень востребованным и весьма авторитетным актером и продюсером. Его визави на площадке стала Кейт Бланшетт, с которой они уже встречались на съемках “Вавилона” у Иньярриту.
 
Роль на этот раз сильно отличалась от всего, сыгранного до и после. Он исполнял героя, чье время идет вспять: он рождается стариком и умирает младенцем. Это обстоятельство делает затруднительным жизнь и любовь Баттона: ведь он не сможет состариться и умереть в один день с возлюбленной — на ее зрелость и старость приходятся его юношество и младенчество.
 
Когда имеешь дело с таким эпическим романом, как этот, легко впасть в сентиментальность. Но учитывая, что у нас был Финчер, самый циничный режиссер мирового кино, мы были в безопасности (Кейт Бланшетт)
 
Впервые фильм Финчера в центр ставил не противостояние системе или бунт против иллюзорных ценностей современной жизни, но универсальные вещи: любовь, нежность, дружбу, верность, жизнь и смерть, наконец. Хотя созданное стало эпической мелодрамой, Питт вписался в нее, как литой.
 
Питт и Бланшетт, естественно, превосходны (Premiere)
 
Его Бенджамин Баттон — хороший, слегка запутавшийся и несчастный малый, милый и добрый, которому хочется сочувствовать и отдать свои симпатии с первых же секунд его появления в кадре. Роль требовала большой подготовки: около 5 часов грима каждый день, репетиции и многочисленные дубли. Работа с Финчером не могла быть иной — но Питт другого и не ждал. Актеры начинали гримироваться в 4 утра, съемки длились до 10 вечера. На площадке были дети Питта и любимая жена, Анджелина Джоли. Кейт Бланшетт шутила, что Брэд Питт был настолько погружен в свою семью и так сильно влюблен в жену, что все свободное время мог говорить только о них, так что ее контракт отныне будет включать строчку “никакого Питта на площадке”.
 
Одна из лучших, самых умных и правильных вещей, которые я сделал в своей жизни, — я дал своим детям их мать, Энджи… она потрясающая мать. О, я так счастлив, что она у меня есть!
 
Mr and Mrs Smith
 
Как только я стал старше, мне открылось то, что по-настоящему для меня ценно. Ценно мое время, мой день, люди, с которыми я провожу свое время. Ценно быть сильным отцом и примером для значимых для меня людей. И работа… она тоже должна быть ценной для меня. Сейчас я более опытный, значит, я могу быстрее находить интересные фильмы и быстрее отказываться от неинтересных. Ведь мои дети будут смотреть их — и я хочу, чтобы они мной гордились.
 
Впрочем, далеко не все фильмы, в которых сыграл Питт, можно показывать детям. К ним, например, относится и мегахит - комедийный боевик “Мистер и Миссис Смит” с участием Брэда Питта и его тогда еще только пассии, Анджелины Джоли.


 
Получившийся дуэт до сих пор входит в тройку самых “сексуальных” кинодуэтов американских кинорейтингов. Актеры наслаждались друг другом и игрой в картине, что заметно невооруженным взглядом.

Фильм работает потому, что Питт и Джоли получают искреннюю радость в кадре — и они оказались способны найти тот особый ритм, который позволяет им вызывать восхищение и улыбки даже в самые неоднозначные моменты (Chicago Sun-Times)

История одной семейной пары, Смитов, которой скучно жить друг с другом, на поверку оказывается взрывным боевиком, где каждая из супружеских сторон скрывает, что является профессиональным наемным убийцей. Фильм напоминает сразу все удачные комедийные боевики 1980-90-х с участием Шварценеггера, Уиллиса и других мегазвезд. Однако его уникальность в первую очередь касается актерского состава: впервые появившись вместе в кадре, Питт и Джоли буквально приковали к себе взгляды миллионов обожателей. Теперь армия поклонников стала общей — о романе звезд узнали сразу же после выхода фильма…
 
Джоли и Питт рождают на экране нечто большее, чем просто любовную лихорадку. Они передают многогранную привлекательность и молниеносный юмор, дразня зрителей их, казалось бы, естественной связью. На это стоит смотреть (USA Today).
 
Друзья Оушэна
 
Работая над “Мистер и миссис Смит”, Брэд Питт почти на четыре месяца выпал из процесса, так как переключался на свой второй проект — продолжение франшизы “Друзья Оушена”.
 
Первая картина, “11 друзей Оушена”, вышла в 2001 году. Звездный состав был неслыханным. Режиссером стал Стивен Содерберг, в фильме играли сплошь суперзвезды: Джордж Клуни, Брэд Питт, Джулия Робертс, Мэтт Дэймон…

В самом своем сокровенном смысле, этот фильм о привилегии быть секс-символом, кинозвездой… Конечно же, он ни о каком не ограблении… и никогда им не был! (New York Magazine (Vulture)
 
Поначалу фильм рассматривался как ремейк картины 1960 года с одноименным названием, в котором сыграли тогдашние “золотые звезды Голливуда” Фрэнк Синатра и Ширли Маклейн. Однако успех первой картины был столь ошеломительным, что в 2004 году вышло продолжение, “12 друзей Оушена”, а спустя три года — “13 друзей Оушена”.


 
Мы уже заканчивали второй фильм, и я подумал, что было бы забавно в следующей части перенести действие обратно в Лас-Вегас. В значительной степени фильм мотивировался желанием каждого снова поработать вместе. Либо должны были участвовать все, либо мы не стали бы снимать (Стивен Содерберг)
 
Брэд Питт сыграл Роберта “Расти” Райана, талантливого игрока и друга главного героя, Дэнни Оушена (которого исполнил Клуни). Расти-Брэд — тот самый рубаха-парень, который всегда рядом, когда у тебя неприятности. Всегда остроумен, легок, умеет разруливать любые проблемы. Он, а не Дэнни, сердце команды, ведь именно через него выстраиваются отношения всех 11 “друзей”, которые должны ограбить три казино Лас-Вегаса за один вечер.
 
Сюжет фильма прост: в отместку за прошлое, Дэнни Оушен задумывает ограбление века. Ему в этом помогают Расти, а также целая команда профессионалов — от специалиста по взрывам до гимнаста-лилипута, которая не прочь заработать на этом “проекте”. “11 друзей” назвали лучшим фильмом про ограбление: помимо интересного сюжета и нетривиальных ходов, на него было просто приятно смотреть — два часа с Клуни, Питтом и Робертс того стоят. Даже если они будут просто стоять в кадре и улыбаться.
 
План Б и другие
 
Впрочем, далеко не во всех своих картинах Брэд Питт хотел просто “стоять в кадре и улыбаться”. По мере его творческого роста росли и актерские амбиции, и понимание, что он готов взять куда больше ответственности, чем просто быть “тем, кому написали, что говорить и куда встать”. Именно это повлияло на решение Брэда Питта основать свою собственную студию Plan B Entertainment.
 
В качестве исполнительного продюсера Питт участвовал в множестве хороших, если не сказать превосходных, картин, среди которых есть и малобюджетные жемчужины типа “Частная жизнь Пиппы Ли” Миллер, и мелодраматические опусы типа “Ешь, молись, люби” (возвращение Джулии Робертс на большой экран после значительного перерыва в карьере), и лауреаты и номинанты на премию Оскар — “Отступники”, “Древо жизни”, “Человек, который изменил все”, “12 лет рабства” и “Игра на понижение”.
 
При этом, в отличие, скажем, от Клуни или Аффлека, Брэд Питт совершенно не жаждет стать за ту сторону камеры — быть режиссером не для него:
 
Я наслаждаюсь тем, что я креативный продюсер — и мне нравится моя повседневная работа как актера. Для меня этого достаточно. И я еще хочу быть отцом, в первую и главную очередь. После двух дней без детей у меня начинается зуд. Я скучаю по ним!
 
Зато в конце 2000-х Брэда все чаще можно заметить в компании тех, чьи фильмы назвать массовыми все же не повернется язык: Тарантино, Малик, Иньярриту…
 
Так, с Квентином Тарантино актер работал однажды — в его “Бесславных ублюдках” (2009), хотя в 1993 году Питт сыграл в фильме по сценарию Тарантино “Настоящая любовь”:


 
Мы очень хотели работать вместе, однако пришлось изрядно подождать, когда же наступит время для нашего проекта (Тарантино)
 
Тарантино писал сценарий с мыслью о том, что главную роль в его фильме должен исполнить Брэд Питт: если с главным злодеем было непонятно до самого конца (его сыграл Кристофер Вальц), то Питт был центром “Ублюдков”, мозгом и плотью, лучшим из лучших кандидатов на роль:
 
Я написал еще чуточку и понял, что Брэд в этой роли будет потрясающим. Когда я закончил сценарий, я уже был полностью уверен в том, что он — идеальный кандидат… Но потом я начал беспокоиться - вдруг я не смогу заполучить его? (Тарантино)
 
Однако же все сложилось на этот раз как нельзя удачно: Питт получил главную роль американца, вождя специального партизанского отряда, который уничтожает с особой жестокостью нацистов во время Второй мировой войны. Его “Апач” (прозвище героя) — харизматичен, безжалостен до карикатурности, он — воплощенное воспоминание о “праведной ярости и мужественности”, когда речь заходит о военных подвигах и славе. Конечно, в случае с Тарантино нельзя быть наивным настолько, чтобы верить в отсутствие подтекста и цитат в фильме — Питт сплошная цитата из любимых Квентином вестернов, он буквально источает красную пыль Апалачей, от него пахнет прериями и вот-вот он закричит как индеец из племени апачей (откуда и прозвище). Главной (и нетривиальной) задачей актера было играть без тени сомнений и не стесняться того, что жонглируя самыми сокровенными мифами истории ХХ столетия, легко можно стать мишенью для нападок многих.
 
Сцена — небеса. И Он — Бог. Еретики не допускаются!
 
Впрочем, те, кто оказался на стороне режиссера и актера и раскрыли “тайный замысел”, видели в “Бесславных ублюдках” лучший фильм Тарантино — да и десятилетия в целом.
 
Недостаточно просто сказать, что “Бесславные ублюдки” - лучший фильм Квентина Тарантино. Это первый фильм, раскрывающий его творческую зрелость, фильм, которого мы ждали от него более чем 15 лет (San Francisco Chronicle)
 
С Терренсом Маликом и его “Древом жизни” история вышла примерно такой же. Малик, как режиссер, и Питт, как продюсер, выпустили в 2011 году эпическую картину, которая моментально вошла в различные топ-10 “лучших фильмов” столетия…
 
При этом картина имеет сложную судьбу. Она была задумана еще в начале 1980-х, снималась слишком долго, а процесс монтажа и постпродакшна вообще длился почти 2 года. В итоге релиз фильма состоялся в 2011 году на Каннском фестивале. И тут же Малик и Питт получили сполна за свои старания и долготерпение: фильм выиграл главный приз Каннского фестиваля.
 
Для американцев это стало прорывом, ведь более 10 лет ни одна лента из США не получала таких высоких наград. Жюри отмечало удивительную операторскую работу, изумительную игру актеров (Шон Пенн, Брэд Питт и Джессика Честейн), а также вселенский масштаб вопросов, которые лента заключала в себе, поэтичность ее языка, визуализацию чувства.
 
Подобно любой поэзии, эта картина строится по ассоциативному принципу, чуждому логике и здравому смыслу: созвучие, ритм или рифма важнее, чем смысловая параллель. Чтобы постичь подобное зрелище хоть насколько-то адекватно, надо побывать в голове Терренса Малика – а в этой голове, как выясняется, уместился целый космос (Антон Долин)
 
Брэд Питт играл одного из главных героев этой хрустально чистой фантазии, деспотичного и авторитетного главу семейства, чье поведение предопределяет жизнь его детей, замкнутую в порочном кругу обиды, отсутствия свободы и уважения, мир ограничений, наказаний и унижений.
 
Мой отец не был таким. Но я вполне могу понять ментальность такого отца, который “все знает лучше”. Угнетающая фигура, давление и желание всегда быть лидером, всегда вести за собой; постоянное устремление, чтобы дети выполняли твои мечты. Трагедия приходит в дом и распространяется на детей - он чувствует себя плохо. И снова все повторяется. Порочный круг.
 
Сам Питт видит свое главное предназначение в том, чтобы стать лучшим отцом своим детям. Слава и успех научили его быть скромным и нужным. Отчасти именно об этом рассказывал еще один фильм с участием Брэд Питта “Человек, который изменил все”.
 
Здесь Брэд - вылитый Роберт Рэдфорд, кумир 1970-х. Сходство неслучайно: Питт уже не мальчик, не атлетического вида красавчик с голубыми глазами и невинным взглядом. Актер на пороге 40-летия играет в спортивной драме уставшего неудачника, главного тренера бейсбольной команды, которая никогда не выигрывает. Перед ним стоит задача вывести команду хотя бы из вечных аутсайдеров на предпоследнее место в сезоне. При этом помогать отбирать игроков герою Питта будут не букмекеры и знатоки игры, а статистика: интуиция в его схеме должна отойти на второй план. И мужественное, тихое упорство, та ежедневная борьба с собой, менеджерами клуба, игроками и поклонниками, из которых складывается жизнь героя Питта, очень напоминают фильмы с участием золотых звезд 1970-х - Рэдфорда, Иствуда, Хоффмана, ДеНиро…
 
Питту повезло с командой (не зря же он сам продюсировал картину Беннетта Миллера): с ним сыграл одну из своих последних ролей Филип Сеймур Хоффман и Джона Хилл. Их дуэт по своей цельности и убедительности может соревноваться с лучшими мужскими дуэтами в классике кинолент, рассказывающих о дружбе, взаимопонимании и взаимовыручке.

Теперь, когда Питту больше не приходится излучать молодость, он играет глубже и делает из ничего нечто!  (Movieline)
 
Обычный спортивный биопик вдруг вскрывает огромный пласт той жизни, которая редко в последнее время становится предметом внимания больших лент - это одноэтажная Америка с проблемами разведенных пар, одиноких матерей, покалеченных ветеранов спорта, грязных прокуренных залов для встреч… В фильме все реально - иногда даже кажется, что можно учуять запах раздевалок спортсменов и поймать их волнение перед матчем.

Умный, напряженный и трогательный фильм, который не столько о спорте, сколько о войне интуиции и статистики. Я пришёл на просмотр, зная, о чем фильм, но был не готов к его глубине и мудрости (Chicago Sun-Times)
 
Фильм был номинирован на шесть Оскаров, в том числе за лучший фильм, сценарий, лучшую мужскую роль (третья номинация Брэда Питта) и лучшую мужскую роль второго плана. Впрочем, как продюсер своего Оскара Брэд Питт забрал только два года спустя - в 2014 году за “12 лет рабства”, победившего в категории “лучший фильм года”.
 
В карьере же Брэда Питта - актера “Человек, который изменил все” стал самым большим достижением на настоящий момент.


 
Брэд Питт в образе Бина находится на вершине собственной игры. Временами дерзкий, временами нарочито небрежный, он разрываем на части сомнениями, жуя очередной сэндвич или горько улыбаясь команде (San Diego Reader).
 
И хотя за последние годы были ещё хорошие роли и интересные фильмы, именно “Человек…” раскрыл огромный потенциал нового, зрелого Питта, подготовив его поклонников к кардинальному изменению амплуа - от красивого парня и героя-любовника в сторону образов глубоких, характерных и многогранных.